Маклаковская общеобразовательная школа

Сочинения учеников

 

Сочинение "Щемякин суд", автор: ученица 10 калсса Сергеева Анна

 

Название "Шемякин суд" связано с именем Дмитрия Шемяки. После смерти Василия I началась борьба за московский престол. В результате борьбы его занял Дмитрий Шемяка (прозвище происходит от слова "шемяка", то есть драчун). Став великим князем, он проявил себя как слабый правитель: раздавал привилегии, льготы крупным землевладельцам, увеличил налоги, истощал казну, при нем процветало взяточничество в суде ( недаром сохранилось выражение "шемякин суд").

Народное творчество воплотило эти действия в сатирической "Повести о Шемякином суде".

В "некоих местах" жили два брата - богатый и бедный. Богатый постоянно ссужал бедняка, но тот по-прежнему жил скудно. Как-то бедняк попросил лошадь, чтобы привести из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, попрекнув брата: " И того у тебя нет, что своего хомута". Бедный привязал дровни к хвосту лошади. Въезжая во двор, он не открыл подворотню, лошадь зацепилась дровнями и оторвала себе хвост. Богатый, увидев искалеченную лошадь, отправился в город жаловаться на брата судье Шемяке.

"Убогий" отправился вместе с братом. По дороге они заночевали у попа. Бедный с завистью смотрел с полатей, как брат его ужинает с попом, загляделся и упал с палатей на зыбку (колыбель), в который спал поповский сын, и задавил ребенка насмерть. Теперь к судье отправились уже двое истцов - богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил утопиться, бросился с моста в ров, но опять же случайно упал на старика, которого некий горожанин вез мыть в баню, и убил его. К судье уже явились три истца. Бедняк, не ведая, "как ему напасти избыти и судии чтоб дати", взял камень и, завернув его в "плат", положил в шапку. При разборе каждого из дел он исподтишка показывал судье "узелок" с канем.

Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему "узел злата", во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка:"дай-де то, что ты из шапки судье казал в узлах", тот отвечает, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел судью "ушибити". Узнав об этом, судья, однако, не серчает, а радуется: "Ах бы я не о нем судил, и он бы меня ушиб".

"Повесть о Шемякином суде" - насмешка над судьей, оправдавшем виновного в расчете на взятку. Рассказ о злоключениях бедняка, и именно неправедность суда приводит конфликт к благополучному разрешению.

 

Сочинение "Быт крестьян", автор: ученик 10 класса Климушин Костя

 

Крестьяне составляли основную часть населения Российского государства. Жизнь крестьян была тесно связана с природой.

Большую часть территории страны составляли леса, поэтому для того, чтобы подготовить землю под посевы, деревья рубили, корчевали пни, сжигали, а потом весной распахивали сохой. После пахоты боронили бороной. Борона представляла собой решетку из продольных и поперечных планок с набитыми деревянными зубьями. Затем привозили навоз. Крестьяне говорили: "Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто". Потом наступала пора ярового, весеннего сева. Крестьяне сеяли только отборное зерно. Через каждые два шага с лукошком на груди крестьянин разбрасывал зерно веером. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху.

Лето - самая напряженная пора на селе. крестьяне вспахивали и удобряли паровое поле, а потом тут же принимались за сенокос. Первый покос приходился на конец июня - праздник Ивана Купалы. Пока сено сохнет его надо несколько раз перевернуть граблями, а когда высохнет - сметают в стога.

Тем временем поспевали хлеба. Наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог.  Жатва считалась самой трудной работой на селе. Кто серпом жал, кто снопы собирал.

Снопы возили на гумно - сарай для обработки зерна. Если зерно влажное, его сушили в овинах - специальных сушинильнях. Затем зерно проходило обмолот. После обмолота его сгребали в кучу. Затем его веяли - подбрасывали лопатой на ветру и мусор сдувало.

Большого труда требовал уход за скотиной. Корова была главной кормилицей, лошадь - работницей. Имелись также козы, овцы, свиньи, птица.

Занимались крестьяне и огородничеством. В огороде выращивали капусту, огурцы, репу, лук, чеснок, морковь. В садах росли яблоки, груши, вишни, смородина.

Жизнь заставляла крестьян овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали из дерева посуду. Женщины пряли, шили , вязали.

Детей с раннего детства приучали к труду. Девочки в 15 лет работали наравне со взрослыми, мальчики - с 14 лет. Тяжелом трудом жили крестьяне. Работа составляла главный смысл их жизни.

Крестьянский дом издавна назывался избой. Обычно изба состояла из двух комнат: жилой комнаты и сеней. Сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Еще могла быть клеть - комната для хранения крестьянской утвари. Главной комнатой была жилая комната с печью.

Крестьяне говорили, что печь - душа всего дома. Сложить хорошую печь - дело было не простое. Печь протапливалась несколько часов, но потом она держала тепло целые сутки. В печи готовили пищу, сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи спали старики, а на пристроенном сбоку настиле - палатях - дети. В старину печи топили по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через отверстия под потолком.

Крестьяне ели тио, что добывали собственным трудом: черный хлеб, щи, каша, да квас - такими были их повседневные столы.

Хлебом да солью встречали дорогих гостей. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.

пекли вдеревне хлеб в основном черный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный считался лакомством, которое крестьяне могли позволить себе только по праздникам. На праздники в деревнях нередко устраивали братчину: всем скопом варили пиво, готовили еду, накрывали стол.

 

Сочинение "Быт Царей", автор: ученица 10 класса Ан Анна.

 

Царский быт отличался от крестьянского необыкновенной пышностью и богатством. Все в нем - раскошные дворцы, дорогие одежды, огромный штат придворных и прислуги - подчеркивало особое положение "Государя вся Руси", стоящих высоко не только над простым народом, но даже и над дворянами и боярами.

Знаком монаршей власти соответствовали царские регалии. В 17 веке в состав регалий входили: бармы, венец, держава, скипетр, крест, золотая цепь, трон, а также "шапка Мономаха".

Торжественный и пышный обряд венчания на царство должен был подчеркнуть законность царской власти и закрепить особое положение царя в государстве и обществе, показать его избранность Богом.

У царя был государев двор. Государев двор был официальной царской резиденцией, где жил и работал государь. Хозяйство царского двора состояло из хлебного двора - где выпекали всю мучную продукцию; кормового двора, который служил царской кухней; сытного двора - ведал царскими напитками; животного двора, где хранились большие запасы зерна; конюшенного двора, где хранилось все необходимое для пышных царских выездов. Всем этим хозяйством занимался Приказ Большого Дворца. Существовал также царский дворец. Состоял царский дворец из четырех комнат в три окошка каждая: сени, передняя, престольная, опочивальня. Во дворце царь проводил большую часть своего времени, как рабочего, так и свободного от дел. Здесь имелось все необходимое для царского труда и отдыха.

Цари по своему положению обязаны были участвовать во многих общегосударственных праздниках и придворных церемониях. В дни больших православных праздников - Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресенье, Пасха - государь облачался в полный царский наряд. Появление царя перед народом всегда напоминало грандиозный спектакль, которому придавалось важное значение. Торжественные выходы и выезды государя были обязательной частью многих праздников и придворных церемоний.

Цари не только занимались государственными делами и участвовали в пышных придворных церемониях, они любили развлечься охотой: зверовая охота - с собаками, соколиная охота - с птицами, а при Алексее Михайловиче еще и театром.

Особое место в жизни государя занимала женитьба. в невесте ценились прежде всего красота и здоровье. Первым делом проходил выбор невесты, затем проходили царские смотрины и, выбрав царицу, шла подготовка к свадьбе, венчание и свадебный пир. Царская женитьба на Руси рассматривалась как событие большой государственной важности, ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В русском обществе 17 века женщина находилась в зависимом положении от мужчины. даже царица в этом отношении не составляла исключения, проживая во дворце на положении затворницы. Главное предназначение царицы состояло в том, чтобы подарить государю наследника престола. Если царица не способна была родить мальчика, ее не ожидало ничего хорошего.

Рождение наследника престола было событие огромной важности и в документах того времени называлось "государевой всемирной радостью". Крестины родившегося проходили либо в Чудовом монастыре Кремля, либо в Успенском соборе. Совершал их благовещенский протопоп. Крестными родителями обычно становились родственники царя или царицы. День рождения в в царском быту, как в крестьянском, не праздновали. Его заменяли именины. В этот день царь угощал духховенство, бояр особым, именинныи пирогом с сыром или маком.

Царские дети, как и все прочие, любили играть, игры в старину называли потехами. Царевны играли главным образом в куклы. У мальчиков были другие игры и игрушки: потешные мячи, пистолетики, луки, стрелы, барабаны, лошадки.

Воспитание царских детей проходило во дворце под присмотром нянек, "мамок", "дядек". Образование будущего царя сводилось в основном в обучении грамоте и письму.

Во дворце часто устраивались пиры. Пировали в христианские праздники, в дни семейных торжеств. Богатые столы устраивались по случаю венчания на царство, избрания патриарха, приемов иностранных послов. Царские пиры чаще всего проходили в Грановитой палате Кремля - самом большом зале Дворца. Царские застолья были очень продолжительными, иногда по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. рассаживались за столом все, соблюдая старинный закон местничества. Царские гости могли отведать за один вечер 150-200 блюд. Разнообразие напитков на царских пирах поражало не меньше, чем еды. На Руси издревле пили пиво, меды, квасы.

Ни один придворный праздник не обходился без пира. За столом бояре не знали меры ни в еде, ни в питье. Однако, русский обычай гостеприимства приветствовал обжорство и пьянство - значит, угощенье пришлось гостям по вкусу.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".